Вы здесь

 

Село под Харьковом может стать местом паломничества туристов

12 апреля в селе Нескучном под Харьковом, где прошло ранее детство, юность и протекала семейная жизнь знаменитой художницы Зинаиды Серебряковой, открылся ее мемориальный музей.

В день открытия музея в Нескучном прошла однодневная выставка работ отца художницы — Евгения Лансаре. Картины предоставил Харьковский художественный музей.

— Музей Зинаиды Серебряковой — по-настоящему народный. В его создании участвовали почитатели таланта великой художницы: председатель Веселовского сельсовета Алексей Слабченко, фотохудожник Владимир Оглоблин, председатель «Неформального общества Зинаиды Серебряковой» Михаил Красиков и еще более двадцати харьковчан, подаривших музею множество старинных вещей, которые стали экспонатами. И это только начало. Коллекция будет пополняться, но главное — имя Зинаиды Серебряковой возвращается в Нескучное и в Харьков, — рассказывает фотохудожник Елена Долженко, которая тоже приложила руку к созданию музея. — Праздник получился нескучным. Да таким, что даже небо, хмурившееся и плакавшее с утра, не удержалось от солнечной улыбки. А еще был ароматный чай, баранки и галушки, прогулки по окрестностям и самая вкусная и нескучная вода из источника Лансере.

— Сегодня, наверное, действительно какой-то космический день. Сейчас Нескучное — это маленькое, бедное село в паре километров от российской границы. Мобильник пищит эсэмэсками, что уже началась зона роуминга. А здесь силами замечательных энтузиастов открывается музей знаменитой художницы и ее родовой династии Бенуа-Лансере — пока только комната. Интерьер собирали методом народного музея, удивительно, но у кого-то еще сохранились салфетки конца XIX века. Но самое восхитительное — был выкуплен тот самый флакон для туалетной воды, который запечатлен на картине «У туалета», — радуется посетительница музея Татьяна Антонян.

— Мы открыли музей 12 апреля не просто так —  для Харьковщины это действительно событие космического масштаба. Великие художники не принадлежат какому-то одному региону, они принадлежат человечеству, — уверяет председатель Совета «Неформального общества друзей Зинаиды Серебряковой», кандидат филологических наук Михаил Красиков.

В 1879-1919 годах в селе Нескучном находилась усадьба Лансере-Серебряковых. Родовое имение семьи художницы не сохранилось. Усадьбу сожгли в годы гражданской войны, а на ее месте установлен памятный знак. В селе еще есть колодец, откуда брали воду члены семьи Лансере (девичья фамилия Серебряковой). Есть там и старый мостик через реку Муромку, соединявший имение Лансере и хутор Серебряков. Возможно, не по этому мостику, но похожему на него, Зина бегала на свидания к своему двоюродному брату Борису, который потом стал ее любимым мужем. Но самое главное, в Нескучном за сто с лишним лет почти не изменился природный ландшафт.

— Здешняя природа практически не изменилась со времен Серебряковой. У Зинаиды есть прекрасная живописная работа «Три мельницы» — мы обязательно должны найти средства и поставить в Нескучном эти три мельницы. Если встать в определенном месте, взяв в руки эту картину, то можно точно определить, где именно сто лет назад стояла художница, когда писала ее. Так, бродя по окрестностям Нескучного, можно восстановить несколько десятков работ, — уверен Михаил Красиков.

В конце 1990-х в Нескучном, в здании местного клуба, была создана экспозиция, рассказывающая о славных земляках — отце художницы, скульпторе Евгении Лансере (тогда же был поставлен крест на месте его предполагаемого захоронения), Зинаиде Серебряковой и других представителях незаурядной художественной династии. С 2015 года экспозиция пополнялась стараниями «Неформального общества друзей Зинаиды Серебряковой», и клуб был преобразован в Культурно-исторический центр памяти семьи Лансере-Бенуа-Серебряковых.

— Старая экспозиция была хорошая, сделанная с душой, но за все годы она, конечно, обветшала. И председателю Веселовского сельсовета (куда входит Нескучное), и нам хотелось сделать в Нескучном настоящий музей. Помещение местного клуба — когда-то это была школа — большое, просторное, со множеством комнат. Оно идеально подходило на роль музея, потому что здание усадьбы, к сожалению, не сохранилось. Сегодня Нескучное — почти вымирающее село, оно находится в зоне риска. Население — всего 66 жителей, здесь даже нет магазина. Чтобы село не исчезло, как многие небольшие интересные селения и хутора, тут должно быть или производство, или культурный центр, — делится размышлениями Михаил Красиков.

Идею создания музея художницы Зинаиды Серебряковой воплотил в жизнь с помощью харьковчан (в первую очередь фотохудожников Владимира Оглоблина и Елены Долженко, искусствоведа Михаила Красикова) председатель Веселовского сельсовета Алексей Слабченко — человек, неравнодушный к искусству, краевед. Алексею Николаевичу удалось найти средства и преобразить бывшую школу — в частности, покрыть крышу металлочерепицей, сделать евроремонт и даже поставить камин.

Экспонаты были собраны всего за два месяца. Подбирались они по типологическому принципу, который часто используется при создании мемориальных музеев. Обычно потомки-знаменитости начинают задумываться о том, чтобы увековечить память о ней не сразу, а спустя 30-50 лет, а то и 100-200, когда личных вещей уже практически не остается. Чтобы передать настроение и дух того или иного времени, музеи представляют помимо личных вещей известной личности еще и предметы эпохи.

— Мы обратились к харьковчанам с просьбой помочь собрать старинные вещи для музейной экспозиции и очень быстро нашли почти все предметы, которые желали бы видеть в музее. Стояла задача — отыскать особые предметы, в частности, подобные тем, что изображены на картинах Серебряковой. Например, хотелось включить в экспозицию все предметы, которые видны на самой знаменитой ее работе — «За туалетом». Что-то аналогичное нашлось в семейных «загашниках», а вот в поисках прямоугольного флакончика прошерстили весь интернет и, наконец, нашли: один в один! — радуется удаче Михаил Красиков.

Сам Михаил с супругой Ириной тоже передали в музейную коллекцию ценные вещи — старинное пианино и настенные часы ХIХ века, которые им достались от бабушки Ирины.

— Когда собирали экспонаты, нашли старинную фотографию, на которой было запечатлено нескучанское семейство во время музыкального концерта. На заднем плане — пианино. Присмотревшись, я обнаружил, что мы с женой являемся счастливыми обладателями почти такого же инструмента. Для нас, как и для всех наших друзей, это счастье — дать семейным реликвиям вторую жизнь на родине любимой художницы. Дарителям трогательно видеть свои домашние предметы в музейных интерьерах. Теперь, приезжая в музей, мы здороваемся с ними, как с родными, — говорит Михаил Красиков.

Многие харьковчане приносили для будущего музея старинные повседневные мелочи — пудреницы, блюда, салфетки, скатерти. Специально для уголка, посвященного мужу художницы Борису Серебрякову, который был инженером, удалось найти старинную рулетку XIX столетия и чертежные инструменты.

Сейчас в музее оформлена только одна комната. При участии студентов Харьковской академии дизайна и искусств планируется в течение полугода закончить работу над оформлением второго зала. Кроме того, к 19 сентября — к 50-й годовщине со дня смерти художницы — должны появиться росписи у входа в музей. В дальнейшем, возможно, весь фасад украсят рисунками по мотивам картин великой художницы.

— Чтобы музей стал серьезной организацией, нужна поддержка властей, инвестиции, штат сотрудников, юридическое оформление, — размышляет Михаил Красиков. — У Нескучного все шансы стать местом, включенным в национальные туристические маршруты. И к нам смогут приезжать люди не только из Украины, но и со всего мира, чтобы постоять на «мостике любви», увидеть пейзажи на картинах, висящих в Третьяковке, Русском музее и других знаменитых музеях. Серебрякова — художница мирового уровня, ее работы известны каждому человеку, имеющему представление о мировой живописи. По масштабу дарования она сопоставима с Репиным. Любители искусства приезжают в Чугуев ради Репина, так почему не посетить Нескучное ради Серебряковой? Но прежде нужно все привести в надлежащий вид.

Если в Нескучном не сохранился особняк семьи Лансере, то в Харькове на улице Конторской, 25а можно найти дом, в котом художница прожила три года. Там умер ее муж, что стало огромной трагедией для художницы. На террасе этого дома Серебрякова написала три картины. Терраса сохранилась — «Неформальное общество друзей Зинаиды Серебряковой» не так давно реставрировало лестницу, чтобы сделать ее идентичной той, которая была при жизни художницы.

 

Дом на Конторской жилой, в нем несколько квартир. Здание явно требует ремонта, о чем жильцы неоднократно уведомляли соответствующие службы. Сейчас есть возможность выкупить квартиру для создания мемориального музея художницы. В идеале, конечно, весь дом мог бы стать музеем, считает Михаил Красиков. Тогда здесь можно будет открыть не только мемориальную квартиру, но и художественную школу имени Зинаиды Серебряковой, а также картинную галерею, где могли бы экспонироваться работы участников «Нескучных пленэров». Вопрос упирается, как обычно, в финансирование, и «Неформальное общество друзей Зинаиды Серебряковой» призывает горожан, небезразличных людей помочь увековечить память художницы как в Нескучном, так и в Харькове.

http://kharkov-online.com/news/n380394.html