Вы здесь

 

Первым делом – самолеты! Теперь беспилотные…

12 октября Чугуевский авиаремонтный завод, по сути, единственное в Чугуеве градообразующее промышленное предприятие, посетили председатель Харьковской облгосадминистрации Михаил Добкин и народный депутат Украины Александр Кузьмук. Руководителя области и советника Президента Украины сопровождали председатель райгосадминистрации Владимир Лобойченко и городской голова Галина Минаева.

Михаил Маркович и Александр Иванович встретились с трудовым коллективом Чугуевского авиаремонтного завода, известного не только в Украине, а и во многих государствах мира. ЧАРЗ на сегодня является единственным промышленным предприятием в Украине, которое занимается разработкой беспилотников. И это чрезвычайно важно для государства, поскольку ряд министерств страны, в частности, военное ведомство, МЧС, МВД, Минагропромполитики, Государственный комитет лесного хозяйства и другие остро нуждаются в беспилотных летательных аппаратах для выполнения всевозможных задач. В настоящий момент правительством Украины решается вопрос об обеспечении основных ведомств беспилотными летательными аппаратами, и заказ на их производство может получить наш город.

Накануне визита высоких гостей ГП «Чугуевский авиационный ремонтный завод» подписало меморандум о сотрудничестве с компанией «Sagem» (Париж, Франция). Об этом 12 октября сообщил журналистам исполнительный директор Чугуевского авиаремонтного завода Константин Тарасов. По его словам, меморандум предполагает сотрудничество по трем направлениям. В частности, это совместная модернизация стоящих на вооружении Украины комплексов беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и ВР-3 «Рейс», перенос 50% производства беспилотного авиационного комплекса с территории Франции на Чугуевский авиаремонтный завод, совместное производство БПЛА «Стрепет».

— Чугуевский авиаремонтный завод приказом министра обороны Украины назначен основным предприятием в модернизации существующих беспилотных самолетов и разработке принципиально новых. Но пока государственной программы по финансированию производства БПЛА нет. Предприятие существует преимущественно за счет заказов иностранцев на производство, ремонт и обслуживание частных самолетов. Также за счет оборотных средств нашего завода мы разрабатываем проект производства БПЛА. Выпущена целая линия прототипов БПЛА «Стрепет» с различными характеристиками для различного применения, проведены переговоры с рядом иностранных компаний. Наше предприятие сотрудничает с Институтом авиации Украины, а также с мировыми лидерами в производстве БПЛА — Израилем и Францией, — сообщил Константин Тарасов.

Руководитель уникального завода высоко оценивает возможности БПЛА:

— При эксплуатации «беспилотников» используется система анализа в режиме онлайн, высокоточные данные. Это не просто аппарат, это мощный искусственный интеллект, наземный пункт управления, система связи, система перебазирования, логистики. Всем комплексом руководит экипаж в составе командира и нескольких операторов, комплекс может использоваться как в военной сфере, так и в гражданских областях, в частности, при охране границ, патрулировании дорог, наблюдении за общественным порядком, очагами возможных экологических или техногенных катастроф, газопроводами, нефтепроводами. Но пока предприятие выживает за счет ремонта военных самолетов.

Александр Кузьмук поблагодарил коллектив Чугуевского авиаремонтного завода за то, что завод в условиях практически полного отсутствия поддержки со стороны государства сохранил свою марку, специалистов и производство, также он подчеркнул важность освоения Чугуевским авиаремонтным заводом новых видов работ.

— Привело нас сюда к вам главное: а что будет, когда закончится ресурс последнего Л-39? Рассматривается вопрос украино-китайского самолета, украино-российского самолета, но я удивлен, что руководство Чугуевского авиаремонтного завода к таким переговорам не привлекается. Я понимаю так: если мы ведем речь о перспективном учебно-тренировочном самолете, то надо в первую очередь думать: а где он будет обслуживаться и ремонтироваться? И готовить базу для этого, готовить производство, чтобы новый самолет, поступивший в Украину, уже знал свое место, свой цех и свой ангар, — заявил народный депутат.

Александр Кузьмук дал характеристику существующей базе для заказов заводу. Он отметил, что в связи с тем, что страны Европы уже практически сняли с эксплуатации старые советские самолеты, которые может ремонтировать Чугуевский авиаремонтный завод, количество иностранных заказчиков у предприятия снижается.

— В СССР самолетов такого типа было не менее 500. В Африке, юго-восточной Азии, странах Варшавского договора — еще столько же, а завод был один, и чтобы попасть сюда на ремонт, стояла очередь. Сегодня в Украине осталось немного таких самолетов. Хорошо, что они еще продолжают летать в арабском мире, в Африке. Поэтому предприятию нужно искать новые пути развития. Завод потенциально может выпускать некоторые виды продукции общегражданского назначения, — подчеркнул нардеп.

— Госзаказ для ГП «ЧАРЗ» сейчас невелик в связи с ограниченными финансовыми возможностями Министерства обороны Украины, — пояснил бывший министр обороны. — У военного ведомства существует потребность в ремонте десятка самолетов L-39 и модернизации военной техники. Вопрос состоит в денежных средствах, а их действительно нет. В связи с этим на заседании Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) было принято решение считать «конвертируемой валютой» запчасти самолетов, которые могут быть использованы впоследствии для ремонта техники иностранных заказчиков.

По его словам, Президент Украины на заседании СНБО поручил правительству дать полномочия Министерству обороны рассчитываться с ремонтными заводами ликвидными агрегатами и узлами, что сейчас и делается.

Но будущее, как отметил народный депутат Александр Кузьмук, за беспилотными летательными аппаратами.

— Все будут делать БПЛА, в том числе и в боевом снаряжении. Мы пока очень серьезно отстаем в производстве этих аппаратов от других стран. БПЛА для Министерства обороны — это, прежде всего, разведка, наблюдение. Такие самолеты очень востребованы пограничниками, службами МЧС, МВД, — уверен нардеп.

В подтверждение этого Михаил Добкин отметил, что в следующем году необходимо будет привлечь все возможные силы и средства, чтобы улучшить пожарную безопасность в стране и области. Область испытывает потребность в четырех-пяти беспилотниках и, вероятнее всего, закажет их ЧАРЗу.

— Бюджет Харьковской области в случае необходимости сможет выделить такие деньги. Все зависит от того, будет ли государственная поддержка этому заказу, — подчеркнул губернатор. — Основной заказчик авиаремонтного завода — государство в лице Министерства обороны Украины. Ваше предприятие создавалось непосредственно под эти задачи и цели. Но жизнь не стоит на месте, сегодня потребности государства в плане развития армии несоизмеримо меньше, чем были 20 лет назад у Советского Союза, поэтому необходимо находить параллельные пути для получения прибыли, зарабатывания денег для предприятия и для людей. Одним из таких путей может стать создание беспилотных летательных аппаратов. У государства сегодня есть к нему интерес и этот интерес нужно подогреть.

По мнению Михаила Марковича, беспилотные летательные аппараты необходимы и для подготовки к земельной реформе.

— В преддверии проведения серьезной реформы земельных отношений нам будут необходимы такие летательные аппараты, которые позволят составить четкую карту сельхозугодий, посмотреть, оценить состояние земель запаса — действительно ли они находятся под парами или же на них что-то засевается. Таким образом, мы бы получили возможность реально, а не по документам, охватить все самые дальние уголки Харьковской области и составить четкое понимание того, что на самом деле есть у нас в регионе.

По его словам, в ближайшее время вице-премьер-министру Андрею Клюеву будут представлены все разработки БПЛА Чугуевского авиаремонтного завода.

— Есть пилотный проект и поручение правительства предоставить всю необходимую информацию, чтобы на уровне Кабмина было сформировано предложение по финансированию важной работы. Ни один из регионов Украины не возьмется за ее выполнение. Альтернатива такая: это будет либо иностранный беспилотник, либо наш. Учитывая отношение правительства к отечественному производителю, я уверен, что это будет именно наш аппарат», — подчеркнул губернатор.

Также он отметил, что получение подобного государственного заказа позволит решить все существующие проблемы предприятия. В то же время речь не идет об увеличении численности трудового коллектива ЧАРЗ:

— Если здесь будет такое количество заказов, что не будет хватать людей, то, естественно, надо набирать новых. Но, как показывает жизнь, сегодня при использовании новых технологий, нового оборудования доля человеческого труда сокращается. Если мы хотим сохранить предприятие, то мы должны выходить на оптимальное количество работающих. Я думаю, что путь, который выбрало руководство этого завода, на сегодняшний момент является самым правильным.

Подготовил Сергей СЕРГЕЕВ,

«Красная звезда»

Справка

В Украине еще со времен Советского Союза стоят на вооружении беспилотные летательные аппараты ВР-3 «Рейс» и ВР-2 «Стриж». Основной деятельностью ЧАРЗ является ремонт самолетов L-39, L-29, МиГ-23 всех модификаций, их узлов, агрегатов и оборудования, ГСУ «Сапфир-5», изготовление средств наземного обслуживания авиационной техники.

Заводом освоен ремонт авиационных катапультных установок пуска ракет АКУ-58 и изготовление полного комплекта устройств проверки парашютных систем ТР-1, ТР-2 и ПР-20.

Справка

ГП «Чугуевский авиационный ремонтный завод» создано на базе Чугуевских авиационных мастерских, которые были основаны 01.09.1938 при Чугуевском авиационном училище летчиков.

За годы существования предприятие восстанавливало и ремонтировало различные виды авиационной техники для Болгарии, Ирана, Ливии, Сирии, Алжира, Йемена, Кубы, Китая, Польши, Индии, проводило обучение военных специалистов из этих стран.

Справка

Завод на протяжении нескольких лет по собственной инициативе занимается разработкой и производством БПЛА. Под Москвой на международной аэрокосмической выставке «МАКС-2007» нашими земляками был представлен комплекс из трех беспилотных самолетов и пункта наземного управления для дистанционного зондирования поверхности земли.

Кроме того, для Министерства обороны Украины завод переоборудует комплекс БПЛА ВР-3 «Рейс», предназначенный для ведения тактической воздушной разведки.

В тему

В Киеве на летно-испытательной базе ГК «Антонов» прошел VІІ Международный авиационно-космический салон «Авіасвіт-21». Хитом выставки, в которой приняли участие около 300 предприятий из 32 стран мира, выглядел проект Чугуевского авиаремонтного завода по демилитаризации двухместного учебного самолета L-39D. В Чугуеве из военной машины делают гражданскую и предлагают поставлять аэроклубам. Стоимость проекта от 750 тыс. до 1 млн. долларов за машину. На сегодня, по информации руководства завода, уже прошло модернизацию 10 машин. Для стран СНГ это достаточно революционное предложение. На предприятии также вынашивается идея создания школы частных пилотов для иностранных граждан.