Вы здесь

 

Дети гения

Сто шестьдесят семь лет минуло со дня рождения Ильи Репина – срок достаточный для его всесторонней оценки: выдающийся русский художник-жанрист, портретист, исторический живописец реалистического направления, профессор живописи, действительный член Петербургской академии художеств, обладатель множества почетных наград. Однако помимо всего этого гениальный художник был еще и любящим отцом для своих детей. Среди огромного количества портретов выдающихся ученых, художников, писателей и поэтов, написанных И. Е. Репиным, особое место занимают портреты детей художника, в каждом из которых видна яркая индивидуальность изображаемых.

Илья Ефимович Репин был отцом четверых детей, появившихся на свет в браке художника с дочерью преподавателя рисования и черчения императорской Петергофской гранильной фабрики – Верой Алексеевной Шевцовой.

Старшая дочь художника, названная в честь матери Верой, родилась в октябре 1872 года в Санкт-Петербурге. Будучи первым ребенком в семье, девочка всегда считалась всеобщей любимицей. Крестным отцом маленькой Веры стал близкий друг Ильи Репина, директор Публичной библиотеки в Петербурге, известный критик и искусствовед – Владимир Васильевич Стасов. Сразу после рождения дочери художник вместе с семьей отправляется в поездку по Европе. Из его писем, написанных друзьям и близким в этот период, мы доподлинно знаем о первом лепете, первых шагах и первых словах старшей дочери Ильи Ефимовича Репина. Все эти письма наполнены неимоверной нежностью и любовью: «Маленькая наша бегать начала и очень нас забавляет, девица французской веселости и так же умно говорит, как они…». Ранние творческие наклонности и безграничная любовь со стороны отца сделали свое дело: Вера Репина выросла увлекающейся и творческой личностью, однако быстрая смена увлечений и безотказность со стороны Ильи Репина не привели к успехам на выбранной ею театральной стезе. Племянница художника со стороны жены Л. А. Шевцова-Споре вспоминала: «Несмотря на многие недостатки в характере Веры, отец любил ее более других детей. Да и вообще это была любимица семьи. Энергичная, веселая, предприимчивая девушка, она бодрила всех и в полном смысле слова являлась душой семьи. С нею никогда не было скучно, и сам Илья Ефимович, помню, из всех детей выделял Веру именно за то, что ему самому было приятно побеседовать с нею – второй, молодой хозяйкой дома. Она могла принять кого угодно и без стеснения занимала беседой любого именитого гостя. Свое, можно сказать, «привилегированное» положение Вера нередко использовала утилитарно и, в частности, применяла в щекотливом вопросе выпрашивания денег. И отец ей не отказывал». Увлечение театром привело к службе артисткой Александринского театра, где ее вспоминали как даровитую драматическую актрису, не лишенную музыкальности, однако имеющую неприглядную внешность и плохой характер. В 1922 году старшая дочь художника переезжает в отцовское имение «Пенаты» на берегу финского залива, где становится полноправной хозяйкой в доме своего пожилого отца, взяв при этом на себя все бытовые заботы.

Спустя два года после рождения старшей дочери, в семье Ильи Ефимовича Репина появляется еще один ребенок – дочь Надежда. О детстве Надежды Ильиничны нам почти ничего не известно. Из переписки Ильи Репина с дочерью Льва Николаевича Толстого, Татьяной, следует, что двадцатилетняя Надежда была склонна к эмансипации. В тот период она обучалась на Рождественских женских курсах лекарских помощниц в Петербурге. Художник восхищался трудоспособностью дочери. О ее пребывании в Полтавской губернии близ Гадяча, где она проходила практику, он писал Т. Л. Толстой: «Благодарю Вас за любезное отношение к Наде, она такая выносливая работница. Более месяца она там дежурила у больных, теперь дома готовится к экзаменам – побледнела и похудела даже». После окончания этих курсов Надя Репина работала в земских больницах Петербурга. В начале 1910-х гг. Надежда Ильинична Репина заболевает тяжелым нервным расстройством, с тех пор она постоянно проживает вместе со своим отцом в «Пенатах». Несмотря на огромные усилия со стороны Ильи Репина привлечь дочь к творчеству, Надежда замыкается в себе и практически не покидает своей комнаты.

Вернувшись летом 1876 года из Парижа в Россию, Илья Ефимович вместе с женой и двумя детьми приезжает в Чугуев, где 29 марта 1877 года у художника появляется сын. При крещении младенца нарекли греческим именем Георгий. Впоследствии мальчика будут называть в славянском стиле Юрием. В метрической книге Покровского собора города Чугуева за 1877 год было записано, что восприемниками сына академика Императорской Академии Художеств Ильи Репина и его жены Веры Алексеевны стали мировой судья Александр Михайлович Любицкий и жена отставного майора Евдокия Степановна Чадина. Нам доподлинно известно, что Любицкие были друзьями семьи Репиных. Во время пребывания в Чугуеве Илья Ефимович даже написал портрет супруги мирового судьи — Софьи Любицкой. Сейчас этот портрет хранится в Харьковском художественном музее.

Уже в юном возрасте Юрий знал, что пойдет по стопам отца. Начав с домашних отцовских уроков рисования и живописи, он учился впоследствии в художественной школе княгини Тенишевой и Петербургской академии художеств, где преподавал и Илья Ефимович. С 1903 года Юрий работал вместе с отцом, участвовал в выставках Союза русских художников, Товарищества передвижных художественных выставок. Юрий Репин писал портреты, картины на евангельские сюжеты, но более всего преуспел в исторических и батальных работах. На международной выставке в Мюнхене в 1910 году он был награжден юбилейной премией принцессы Евгении Ольденбургской за картину «Великий вождь (Петр І в Полтавской баталии)», в 1913-м — II премией по исторической живописи Общества поощрения художников за картину «Тюрченский бой», в 1915-м — премией по исторической живописи Общества им. А. Куинджи. Но, к сожалению, даже самые успешные его картины не могли сравниться с шедеврами Ильи Репина. Жил он с женой Прасковьей и сыновьями Гаем (Георгием) и Дием (Дмитрием) в собственном доме в Куоккале, неподалеку от имения отца «Пенаты». Однако отношения старшего и младшего Репиных безоблачными не назовешь. Вот как описывает их взаимоотношения Корней Чуковский: «В те краткие периоды, когда у Репина бывало перемирие с сыном, жившим по соседству с «Пенатами» (а их размолвки длились порой годами, и вообще отношения у них были тяжелые), Илья Ефимович втягивал в работу и сына и очень радовался, когда тот соглашался прийти к нему в мастерскую со своей палитрой. Репин встречал его очень радушно, даже как будто заискивающе, и после первого же сеанса горячо одобрял его живопись, но Юрий Ильич выслушивал его в угрюмом молчании, не глядя ему в лицо, и норовил воспользоваться любой возможностью, чтобы ускользнуть из «Пенатов» и скрыться от отцовского глаза». В отличие от Чуковского, коллеги-художники младшего Репина были о нем высокого мнения, считая его талантливым живописцем и порядочным человеком. После смерти жены Юрия Репина, Прасковьи, отношения отца и сына теплеют, они проводят много времени вместе. Илья Репин поддерживает сына в его потере, пытаясь возродить в нем утраченные таланты. После смерти отца Юрий переезжает в Хельсинки, где слывет хорошим иконописцем, занимается написанием православных икон, однако денег это занятие приносило мало, отчего сын великого художника сильно бедствовал. К сожалению, о судьбе детей Юрия Репина нам практически ничего не известно: Дий мечтал обучаться в Ленинградской академии художеств, для чего самовольно перешел советско-финскую границу; что случилось с ним после этого, остается тайной до сих пор.

Самая младшая дочь художника родилась в июле 1880 года, незадолго до этого умерла мама художника – Татьяна Степановна. Именно в честь бабушки малышка и была названа Татьяной.

После окончания гимназии Татьяна Ильинична училась на Бестужевских курсах. В апреле 1901 года она выходит замуж за молодого военного, поручика Язева. Молодые покидают Петербург и отправляются к месту службы мужа. Вскоре они возвращаются, так как Николай Геннадьевич решает поступать в Инженерную академию. Молодая семья запечатлена Репиным в 1905 году на полотне, которое названо «Семейный портрет». На первом плане – две Татьяны: Татьяна Ильинична и трехлетняя Тася (Тасенька); на втором, за столом, – Николай Геннадьевич Язев и его мать; слева, ближе к двери, стоит няня, на руках у нее малышка – это вторая дочка в семье, Любочка, которая вскоре умерла. К сожалению, семейная идиллия длилась недолго, через какое-то время супруги расстаются. Татьяна Ильинична Репина-Язева вместе с дочерью переезжает жить в имение отца «Здравнево», которое ныне находится в Беларуси. После революции, осенью 1918 года, в помещении теперь уже бывшей репинской дачи открылась школа для детей. В этой школе преподает Татьяна Ильинична, при этом вместе с семьей занимая часть дома. Летом 1930 года Татьяна с семьей дочери, в которой на тот момент уже было четверо детей, переезжает в «Пенаты». После смерти отца Татьяна с детьми и внуками перебирается во Францию, где долгие годы живет на своей ферме, занимаясь домашним хозяйством. Ее внуки и правнуки проживают во Франции, разъехавшись по всей стране.

В последние месяцы своей жизни Илья Ефимович Репин был счастлив, о чем без утайки писал своим друзьям – рядом с ним собралась вся семья. Однако все понимали, что глава семейства ослаблен длительной болезнью, которая ведет к неминуемым последствиям, и знание этого омрачало жизнь обитателям «Пенат». После смерти художника в сентябре 1930 года его дети поделили между собой наследие отца, начав при этом самостоятельную жизнь. Жизнь Надежды оборвалась уже в 1931 году: не выдержав потерю, ослабленная длительным добровольным заточением, Надя умерла в Куоккала. Вера вместе с Юрием впоследствии переехали в Хельсинки, где Вера Ильинична, пережив Вторую Мировую войну, скончалась в 1948 году. Она похоронена на православном кладбище, рядом с которым есть небольшая церквушка, освященная в честь Ильи Пророка. Иконостас для этой церкви резал Юрий Репин в память о своем отце. Его могила появилась рядом с могилой сестры спустя шесть лет, в 1954 году. Последние годы он проживал в Доме Армии спасения. Татьяна Ильинична Репина-Язева долгие годы прожила на ферме во Франции, которая была приобретена на деньги, вырученные от продажи полотен Ильи Ефимовича Репина. Татьяна скончалась в 1957 году в окружении детей, внуков и правнуков. Судьба каждого из детей Ильи Репина сложилась по-разному, но на каждого из них легла тень славы великого отца…

Е. Сабодаш, заведующая мемориальным отделом

КУ «Художественно-мемориальный

музей И. Е. Репина».