Вы здесь

 

Харьковскую область разделят на районы по-новому

На Харьковщине грядет очередной этап реформы децентрализации - укрупнение районов и замена райгосадминистраций на префектуры. Кабмин предлагает сделать из 27 районов области всего четыре. В регионе с такой моделью не согласны. Какую позицию отстаивает областная рабочая группа, разбирался «Вечерний Харьков».

Первый вице-президент - исполнительный директор Ассоциации органов местного самоуправления Харьковской области Николай Титов считает реформу местного самоуправления и территориальной организации власти - то, что принято называть децентрализацией, - позитивным политическим брендом Украины. В основе ее лежит добровольное объединение территориальных громад. Но это только половина пути. Следующий этап - укрупнение районов. Но чтобы перейти ко второму этапу, необходимо завершить первый.

Большие громады - большие возможности

Объединение нескольких громад в одну большую означает их усиление и получение больших возможностей для решения местных проблем.

— У громад, которые объединились, меняются возможности для наполнения своего бюджета. Кроме того, они напрямую переходят на финансирование Министерства финансов, — говорит Николай Титов. — Мы знаем немало примеров положительных результатов. Так, бюджет Песочина был 19 миллионов гривен, теперь - 200 миллионов гривен вместе с Коротичем и Березовкой. Увеличение финансовых возможностей позволяет решать социально-экономические вопросы. А это и вода, и свет, и дороги, и уборка территории, и утилизация твердых бытовых отходов, и прочее.

Очень важный этап — создание новых центров предоставления административных услуг.

— Например, в Мерефе только что открыли ЦПАУ, где местные жители могут получить более 200 услуг. А в ЦПАУ Новой Водолаги для местных жителей предусмотрена даже возможность получения паспортов в виде ID-карточки без поездки в Харьков, — продолжает Николай Титов. — Специально обучили для этих целей специалистов, согласовали процедуру с соответствующими органами и получили право на месте оказывать такую услугу.

На Харьковщине сегодня насчитывается 18 объединенных территориальных громад, которые уже получили статус юридического лица: здесь прошли выборы, и они уже работают. Всего же в регионе 23 объединенные громады, но в остальных пока не назначены выборы, они находятся на стадии получения соответствующего решения в Кабмине.

— Дело в том, что законодательство двояко формулирует создание ОТГ. С одной стороны, моментом создания считается решение сельского или поселкового совета об объединении. Но фактически нового юридического лица нет, пока не пройдут выборы  и громада не выберет себе нового руководителя. Таким образом, уходит какое-то время на реализацию всех полномочий, — объясняет Николай Титов.

Все 18 ОТГ, действующие на Харьковщине, — самодостаточные и успешные.

— Мы учли опыт западных регионов Украины, которые поспешили с созданием ОТГ, не продумав риски. Там большую роль сыграла, наверное, политическая составляющая - продемонстрировать, что идут реформы. Харьковщина пошла не такими быстрыми темпами и сделала ставку не на количество, а на качество, дееспособность, самодостаточность громад, — говорит Николай Титов. — Мы уделили внимание тому, как, кто и с кем должен объединяться. И у нас все громады крупные. А одна из них - Лозовская — самая крупная в Украине. Все они дееспособны,  у них есть определенный потенциал для дальнейшего развития. Так что Харьковщина лидирует по качеству созданных ОТГ.

Стадия добровольности может закончиться

Между тем, согласно перспективному плану, в Харьковской области должно быть 59 ОТГ, то есть пока выполнена лишь половина из запланированного. Аналогичная ситуация наблюдается и в других регионах Украины. А потому в Кабмине рассматривают вариант перехода от добровольного объединения громад к административному.

— Сейчас в основе объединения лежит добровольность, но, скорее всего, процесс добровольного укрупнения закончится, как только будет принят соответствующий закон, — считает Николай Титов. - Я не исключаю возможности, что это произойдет уже в конце текущего года. Такая идея предусмотрена в законопроекте «Об основах административного устройства», которым предлагается приступить к объединению громад в административном порядке.

По его словам, стадию добровольности предполагается прекратить, потому что процесс длится уже четыре с половиной года, все желающие нашли возможности и варианты для объединения.

— Тем более что в этом вопросе и облгосадминистрация помогает, и облсовет. Есть Центр развития местного самоуправления, который консультирует, советует, — продолжает Николай Титов. - А тот, кто не хочет… Я приведу пример своей родины - Сахновщины. Мы неоднократно встречались с руководителями разных уровней, фермерами, активистами. Все сидят, опустив головы, и не говорят ни да ни нет - мол, «ми ще подивимось, ще поживемо». Конечно, таких людей переубедить просто невозможно. Четыре с половиной года - более чем достаточно, чтобы дать возможность населению, громадам объединиться добровольно.

В новом законопроекте об основах административного устройства заложена норма, по которой Кабмину будет предоставлено право формировать перспективные планы объединения в громады.

— То есть ХОГА делает заключение о дееспособности создаваемой ОТГ на основании анализа многих показателей и готовит предложение в Кабмин. Кабмин утверждает  уточненный план, и ему же дано право формировать новые громады, признавать дееспособными, пускать на выборы — в соответствии с перспективным планом, минуя стадию длительных разговоров-уговоров, — поясняет Николай Титов.

В результате процесс создания ОТГ ускорится, а значит, будут и основания для нового административного устройства районов, то есть их укрупнения.

Должны выиграть люди

Харьковская область стала первой в Украине, где Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ (сейчас - Министерство развития громад и территорий Украины) представило свое видение модели разделения региона на районы, предложив создать в нашем регионе четыре центра объединенных районов: в Харькове (с охватом более 77% от общей численности населения области), в Изюме (6,9%), в Купянске (5,2%) и Первомайском (9,6%).

Однако на Харьковщине усмотрели в предложенной модели массу недостатков, в частности завышенные для Украины требования по количеству населения как центров районов, так и самих районов; отсутствие учета особенностей и специфики каждого района, что создает диспропорции по площади и населению. Областная рабочая группа считает, что ключевыми критериями для такого укрупнения должен стать комплекс показателей, среди которых особое значение имеют численность населения, количество объединенных территориальных громад, транспортная доступность, а также историческое и географическое притяжения.

— Во главу угла нужно ставить условие выигрыша для людей, — говорит Николай Титов. — Как бы мы ни хотели, но, например, Зачепиловка никогда не тяготела к Лозовой, она по всем показателям ближе к Краснограду. Сахновщина и вся территория района фактически тоже тяготеет к Краснограду. Кегичевка -- значительная часть Нововодолажского района - опять же к Краснограду. И это тоже должно учитываться при укрупнении районов. А если бы мы согласились с моделью, предложенной Минрегионом, Зачепиловка имела бы административный центр в Лозовой. Хотя нет ни серьезных дорог, которые соединяют Зачепиловку с Лозовой, ни автобусного сообщения — нет и никогда не было. А вот Близнюки, Лозовая и Первомайский район - это более логично. Кроме того, если делить Харьковщину на четыре района, как предложил Минрегион, получается диспропорция. Министерство предлагает Краснокутск, Золочев, Дергачи, Волчанск, Валки, Змиев, Люботин отдать в Харьковский район. Получается огромнейший район с населением более двух миллионов жителей! Мы не согласны с таким подходом.

Правительству был представлен вариант, разработанный областной рабочей группой.

Семь - хорошее число

При содействии руководителя области Юлии Светличной сформирована рабочая группа, куда вошли ученые, представители общественности, депутаты. Изучили все показатели.

— Вначале было предложено создать на Харьковщине девять районов, — рассказывает Николай Титов. — Но такую позицию в Минрегионе тогда категорически не восприняли, и мы были вынуждены снова вернуться к этой теме. Вновь собрали рабочую группу и решили, что меньше семи районов в нашей области просто быть не может.

Модель, разработанная областной рабочей группой, предусматривает наличие семи районов: Харьковского (1,8 миллиона человек), Красноградского (130,5 тысячи), Чугуевского (154,3 тысячи), Лозовского (173,8 тысячи), Люботинского (126,8 тысячи), Изюмского (158,8 тысячи), Купянского (114,9 тысячи). Модель учитывает широкий круг показателей — количество ОТГ, населенных пунктов, общую площадь, численность населения, объем сводного бюджета, транспортную доступность, расположение органов государственной власти и общую пропорциональность районов.

— Эта позиция от имени областной госадминистрации была направлена новому правительству, — продолжает Николай Титов. - И я уверен, что в самое ближайшее время мы еще раз вернемся к данной теме. Мы готовы ехать в Киев - рассказывать, доказывать с цифрами в руках, с показателями, что укрупнение районов до семи будет соответствовать требованиям реформы. У нас сейчас 27 районов, будет - семь. Это что, не реформа, это не сокращение, не укрупнение?

Зачем менять административное устройство

Проект административной реформы предусматривает укрупнение районов и замену районных государственных администраций префектурами.

— Укрупнением районов преследуется цель изменения системы управления. На уровне районов должны появиться префекты - люди, которые будут (и это их первая функция) координировать деятельность территориальных подразделений центральных органов власти. В Харьковской области - свыше 30 таких структур, например территориальные подразделения Министерства юстиции, Антимонопольного комитета, Пенсионного фонда и т. д. Это не подразделения облгосадминистрации, поэтому на местах должна быть государственная структура — префектура, которая бы координировала их работу, — поясняет Николай Титов. — Вторая функция -  надзор за соблюдением законности при принятии решений органами местного самоуправления. Как известно, сейчас у прокуроров изъяли право общего надзора. Это будущие полномочия префекта. Он будет сохранять баланс между ветвями власти и препятствовать злоупотреблениям местных «князьков».

При укрупнении районов отпадает необходимость держать такие большие госаппараты, которые существуют сегодня.

— Если основная часть услуг будет предоставляться на уровне громад, то остается все меньше и меньше поводов ехать в райцентр. Взять хотя бы те же ЦПАУ - человек пришел один раз, сделал все бумаги и через четко регламентированное время получил результат. А в Новой Водолаге, например, сделали еще лучше - передали полномочия старостам (главам старостинских округов, на которые делится ОТГ. - Прим. ред.), которые теперь имеют право оказывать определенные услуги. Получается, что человеку даже не надо никуда выезжать — он у себя в селе может обратиться к старосте и получить соответствующие справки, документы и т. д., — конкретизирует Николай Титов.

Однако часть полномочий у района все же останется.

— Например, первичную медицинскую помощь человек будет получать на месте. А за медпомощью более высокого уровня придется обращаться в стационар, то есть в райцентр. Музыкальная школа, которую могут посещать талантливые дети из нескольких ОТГ, тоже должна располагаться где-то в административном центре. Ведь содержать ее одной ОТГ не всегда разумно и не всегда по силам. То же с районным Домом культуры. А дороги, а работа с бытовыми отходами - одной громаде не потянуть создание завода по переработке ТБО. А на уровне района — вполне, — говорит Николай Титов.

Префектный проект

Концепцию реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти, включающую создание префектур, Кабмин одобрил еще в 2014 году. Планировалось, что тогда же будет принят закон «О префектурах», а в следующие три года реформа начнет реализовываться. Однако как раз эта часть реформы и не состоялась. Процесс застопорился на объединении громад.

В 2018 году вопрос создания префектур подняли снова. Кабмин предлагал внести изменения в Конституцию и ввести все-таки институт префектов. Тогдашний премьер-министр Владимир Гройсман даже представил Концепцию реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине на период до 2021 года. Но до голосования за внесение изменений дело так и не дошло.

https://kharkov-online.com/news/n441589.html