Вы здесь

Легко ли устроить ребенка в детский сад?

Проблема, о которой мы говорили в интервью с начальником отдела образования горисполкома Мариной Проценко, имеет место практически во всех городах Украины. Речь идет о детских садах, а точнее - о нехватке мест в дошкольных учебных заведениях для всех желающих их посещать и путях решения городскими властями этой проблемы.

- На сегодняшний день в нашем городе работают 6 дошкольных учреждений, 3 из которых, рассчитанные на 12 групп, расположены в центре города и 3 малокомплектные (по 4 группы) - по одному в микрорайонах Дружба, Авиатор и Башкировка.

В последние 5 лет, в связи с совершенствованием социальной политики государства относительно поддержки молодых семей с детьми, рождаемость увеличивается, а значит, потребность в детских садах растет и существующего в городе их количества, конечно же, не достаточно.

Позиция Чугуевского городского совета, его исполнительного комитета и лично городского головы Г. Н. Минаевой в этом вопросе однозначна - необходимо сделать все максимально возможное для удовлетворения потребностей жителей города в детских садах. В настоящее время мы тщательно изучаем и анализируем ситуацию и ищем ресурсы для ее эффективного урегулирования.

В кризисные 90-е годы, когда детей было гораздо меньше, чем могли принять наши детские сады, 6 дошкольных учреждений из 12 были закрыты. В оставшихся детских садах некоторые групповые помещения были переоборудованы в спортивные залы, музеи, светлицы и т.п. Вопрос о возвращении этим помещениям их первоначального статуса встал 5 лет назад, когда мы стали открывать по 2-3 группы каждый год и увеличили их количество за это время на 13. К началу следующего учебного года, переоборудовав некоторые помещения ДДУ № 12, мы планируем открыть еще две группы.

Еще один ресурс мы видим в школах, где есть незадействованные в учебно-воспитательном процессе помещения. За средства городского бюджета был разработан проект, в ходе реализации которого началась реконструкция классных комнат ООШ № 6 под две группы детского сада. Это будут группы для пятилеток. Когда проект будет реализован, можно будет ставить вопрос о реорганизации школы в учебно-воспитательный комплекс. Помещения для детсадовских групп оборудуются по современным санитарным требованиям; там будет все необходимое - спальни, пищеблок, игровые комнаты. Все требования сосуществования школы и детского сада полностью соблюдаются. В конце прошлого года уже освоена часть средств на необходимые для переоборудования работы, сейчас исполкомом ведется активная работа по поиску средств для осуществления следующего этапа работ. Если финансовая ситуация сложится благоприятно, то 1 сентября 2012 года в Чугуеве откроется 4 дополнительных группы: по две в детском саду № 12 и ООШ № 6.

- Учет желающих посещать детский сад ведется в каждом дошкольном учебном заведении отдельно или в отделе образования?

- Следует сказать, что существует распоряжение городского головы «Про закріплення за дошкільними навчальними закладами м. Чугуєва територій обслуговування», согласно которому к каждому детскому саду приписан определенный микрорайон города. Для более четкого планирования заведующие ведут учет желающих посещать детский сад в каждом дошкольном учреждении отдельно. На февраль месяц на учете числятся 535 детей разного возраста. Среди них - и те, кто пойдут в садик уже в этом году, и те, кого родители поставили на учет заранее. Устройство детей в детский сад - вопрос очень болезненный, ведь никому не хочется отказать.

Безусловно, в первую очередь мы предоставляем места тем детям, которые проживают в микрорайоне детского сада. Но и здесь есть проблема, о которой, я думаю, стоит говорить. Все детские сады в нашем городе очень хорошие, в них работают прекрасные педколлективы. При этом имеет место ситуация, когда один детский сад у горожан пользуется большей популярностью, чем другие. Связано это, в основном, с местом расположения дошкольного учебного заведения. Самым востребованным является детский сад № 8, находящийся в самом центре города. Прежде всего, его популярность вызвана слаженной, творческой работой всего коллектива. Но очень важным есть и тот факт, что вокруг него много учреждений, организаций, торговых точек, где работают родители; рядом автовокзал - и именно этот садик удобен родителям, работающим в Харькове.

- Марина Владимировна, с какими еще проблемами приходится сталкиваться детским садам?

- Одним из главных направлений работы детских садов на сегодняшний день является обучение детей пятилетнего возраста. В соответствии с изменениями, внесенными в 2010 году в закон «Про дошкiльну освiту», дети старшего дошкольного возраста должны обязательно обучаться на базе дошкольных учреждений. Уже в прошлом году возникла ситуация, когда городские дошкольные учреждения столкнулись с проблемой нехватки мест для дошкольников. Проблема эта осталась и сегодня. Решать ее мы стараемся путем разнообразия форм охвата детей 5-летнего возраста дошкольным образованием. Во всех детских садах есть как полноценные группы пятилеток, так и группы кратковременного пребывания, куда родители приводят детей только на занятия. Кроме этого, при каждом дошкольном учреждении работают консультационные пункты для родителей, организована служба педагогического патроната. Все это - новые формы работы, поэтому они пока только отрабатываются и нуждаются в усовершенствовании. Так, на государственном уровне пока не решен вопрос оплаты педработникам, которые осуществляют патронат и консультирование, существует много организационных и методических вопросов.

Сложной является и ситуация с наполняемостью групп в детских садах. Есть понятие санитарных норм, т.е. количество площади на одного ребенка. Если брать во внимание эти нормы, то у нас нет свободных мест. Но в каждом учреждении, в каждой группе имеет место ситуация, когда родители записывают ребенка в детский сад, закрепляют за ним место, а потом по целому сезону в детский сад его не водят. Для этого могут быть разные причины: есть дети, которые сложно привыкают к детскому коллективу - и родители щадят их эмоциональное состояние; есть часто болеющие, систематически нуждающиеся в периодах реабилитации; но немало и случаев, когда родители записали ребенка в детский сад «на всякий случай». Иногда мы сталкиваемся с непониманием родителями детей того, что дошкольное образование, как и любое другое, должно быть системным. Из-за таких проблем мы зачастую вынуждены отказывать родителям, которым действительно жизненно необходимо устроить ребенка в детский сад. Поэтому выход из этой ситуации мы видим в том, чтобы предлагать родителям, чьи дети нерегулярно ходят в детсад, посещать развивающие занятия в группах кратковременного пребывания.

- Идет ли укрепление и обновление материальной базы детских садов?

- Обновление материальной базы дошкольных учебных заведений - задача, которая находится на постоянном контроле городских властей. В ушедшем 2011 году были произведены капитальные ремонты крыши ДУЗ № 12, музыкального зала ДУЗ № 1. Немалая часть оборудования в детских садах морально и физически устарела, поэтому идет его постепенная замена. В этом учебном году все детские сады получили новые электрические мясорубки, три детских сада - холодильники, три - стиральные машины. Вся эта техника была приобретена за счет денежных средств субвенции, выделенных из государственного бюджета. Сейчас на повестке дня стоит вопрос приобретения компьютеров для дошкольных учреждений.

В целом, в детских садах есть все необходимое для организации учебно-воспитательного процесса. В том, что все городские дошкольные учреждения являются не только комфортными, но и выглядят красиво и уютно, огромная заслуга родителей - и мы искренне им за это благодарны.

Г. БЕЛОВА.