Вы здесь

 

Регистрация по месту жительства: алгоритм действий

Как правильно зарегистрироваться по месту жительства, какие документы для этого необходимы и какая ответственность грозит за отсутствие регистрации? По просьбам читателей корреспонденты «НЧ» искали ответы на эти вопросы.

Понятие «прописка» является рудиментом советской правовой системы. Прописка предусматривала разрешительный порядок выбора лицом места жительства. «Прописаться» в жилом помещении имели право только наниматели (владельцы) таких помещений и их близкие родственники. Другие лица не имели права на прописку. Прописка существовала в Украине до 14 ноября 2001 года, когда по Решению Конституционного Суда Украины положение относительно «прописки (выписки)» было признано не соответствующим Конституции Украины (неконституционным). С момента принятия Конституционным Судом указанного Решения, то есть с 14 ноября 2001 года, «прописки» в Украине не существует. Вместо прописки существует понятие «регистрация места жительства», что установлено Законом Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине». Разъяснения по вопросам относительно регистрации граждан «Новостям Чугуева» предоставила и.о. начальника сектора по делам гражданства, иммиграции и регистрации физических лиц Чугуевского РО ГУМВД Украины в Харьковской области Ирина Леонидовна Рожнова.

- Согласно ст. 6 Закона Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине» гражданине Украины обязаны в течение 10 дней после снятия с регистрации с предыдущего места жительства зарегистрироваться по новому адресу. Регистрация представляет собой внесение в паспорт сведений о месте жительства гражданина с указанием адреса жилья (ставится штамп в паспорте) и, соответственно, внесение этих данных в регистрационный учет.

Для регистрации места жительства необходимо предоставить в сектор по делам гражданства, иммиграции и регистрации физических лиц Чугуевского РО ГУМВД Украины в Харьковской области такие документы: письменное заявление (за детей в возрасте до 15 лет такое заявление подают их родители или опекуны, дети в возрасте от 15 до 18 лет подают заявление лично и регистрируются по согласованию с родителями); паспорт (для детей в возрасте 15-16 лет - свидетельство о рождении); правовой документ на недвижимое имущество; квитанцию об уплате государственной пошлины (или документ, освобождающий от ее уплаты); два экземпляра талона снятия с регистрации. Жители частного сектора подают необходимый пакет документов непосредственно в сектор по делам гражданства, иммиграции и регистрации физических лиц. Проживающие в многоквартирных домах граждане, чтобы зарегистрироваться, должны обратиться либо к председателю ОСМД, либо к паспортистам КЖРЭПа. Приемные дни сектора по делам гражданства, иммиграции и регистрации физических лиц Чугуевского РО ГУМВД Украины в Харьковской области - вторник и четверг с 8.00 до 17.00 (перерыв с 13.00 до 14.00).

Отмечу, что при оформлении регистрации необходимо предоставить не копию, а оригинал правового документа на жилье, чтобы не зарегистрировать человека, к примеру, в залоговом доме или квартире. Свое согласие на регистрацию обязаны лично подписать владельцы и совладельцы недвижимости. Что касается военнообязанных, то для них обязательным условием для регистрации и снятия с регистрационного учета является постановка либо снятие с воинского учета, о чем делается соответствующая отметка в военкомате.

Проживание без регистрации места жительства более 10 дней влечет к административной ответственности (предупреждение или наложение штрафа от одного до трех необлагаемых минимумов доходов граждан (от 17 до 51 грн.)).

Согласно ст. 7 Закона снятие с регистрации местожительства осуществляется на основании заявления лица, поданного им лично, запроса органа регистрации по новому месту проживания лица, окончательного решения суда (о лишении права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, признание лица безвестно отсутствующим или умершим), свидетельства о смерти.

Дети в возрасте от 15 до 18 лет подают заявление лично. Снятие с регистрации несовершеннолетних, которые не имеют родителей, и лиц, относительно которых установлены опека или попечительство, осуществляется по согласованию с органами опеки.

Н. ОГИНСКАЯ.